тел: 8-980-653-96-11
почта: aad3302@gmail.com
Государственные и муниципальные заказчики при определении своих поставщиков руководствуются требованиями закона № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг". Выбор поставщиков осуществляется не произвольно, а в рамках строгих процедур, таких как электронный аукцион, конкурс или запрос котировок. Поскольку в большинстве случае победителем становится участник, предложивший наименьшую цену, крайне важно корректно написать техническое задание к закупке. Оно описывает объект закупки и, в частности,  определяет необходимые требования по качеству товаров, работ, услуг.
Сложность составления технического задания состоит в том, что его положения должны обеспечить приобретение именно того товара, в котором нуждается заказчик, но при этом не должно быть нарушено антимонопольное законодательство. Требования должны быть четкими и подробными, но количество и набор характеристик не могут быть "подогнаны" под конкретную марку или определенного производителя. В противном случае такие действия по нормам Федерального закона "О защите конкуренции" могут быть расценены как нарушение антимонопольного законодательства в виде создания участнику торгов преимущественных условий.
 
Законом № 44-ФЗ не регламентировано содержание технического задания, однако оно в любом случае должно быть подробным, детальным и давать ясное представление о потребностях и нуждах заказчика.
Данный документ подготавливает, как правило контрактный управляющий совместно с представителем заинтересованного структурного подразделения. Нелишним будет и участие юриста. Подписывает техническое задание руководитель заказчика.
 
Техзадание составляется в произвольной форме, но в нем целесообразно выделить следующие разделы:
1. общая информация о заказчике и закупке;
2. информация об объекте закупки (описание, количество);
3. информация об условиях исполнения контракта;
4. информация о приложениях.
Не все описываемые подразделы обязательны. Заказчики включают их в ТЗ при необходимости. Рассмотрим их по порядку.
 
1. Общая информация о заказчике и закупке
 
1.1. Общая информация о закупке
 
1.1.1. Термины, определения, сокращения, используемые в техническом задании.
Указываются с целью установить однозначно понимаемую и непротиворечивую терминологию для всех видов документов, которые подготавливаются при определении поставщика или осуществлении закупки у единственного поставщика. Использование терминов с определениями позволит избежать неправильного их толкования и разночтений в техническом задании, а также упорядочит информацию, содержащуюся в нем.
Целесообразно при выборе терминов и определений использовать уже устоявшиеся и закрепленные законами, подзаконными актами и межгосударственными стандартами слова и словосочетания.
При закупке особого вида товара, понятие которого не закреплено в каталогах (классификаторах), заказчику для типизации технического задания целесообразно ввести термин, указать определение этого товара.
1.1.2. Способ определения поставщика (конкурс, аукцион, запрос котировок, запрос предложений, закупка у единственного поставика); обоснование выбора данного способа.
1.1.3. Сведения об исходных условиях- справочную, научную, техническую, социально-экономическую, опытную информацию, дающую представление об изначальных условиях, в которых окажется участник закупки и которые должны быть им учтены при исполнении контракта.
1.1.4. Сведения о нуждах заказчика- описание задач, которые заказчик должен решить путем проведения закупки, и результата, который он желает получить.
Таким образом, описываются отправная и конечная стадии осуществления закупки.
1.1.5. Цель закупки.При составлении этого раздела необходимо учитывать положения ст. 13 Закона № 44-ФЗ, которая выделяет следующие цели:
- реализация мероприятий, предусмотренных государственными программами РФ (в том числе федеральными целевыми программами, иными документами стратегического и программно-целевого планирования), муниципальными программами;
- исполнение международных обязательств РФ;
- реализация межгосударственных целевых программ, участником которых является РФ;
- выполнение функций и полномочий государственных органов РФ, органов управления государственными внебюджетными фондами РФ, государственных органов субъектов РФ, органов управления территориальными внебюджетными фондами, муниципальных органов; казенных и бюджетных учреждений.
Функции учреждений описаны в их уставах.
1.1.6. Источник финансирования.Наиболее распространенными источниками являются собственные средства, гранты, межбюджетные трансферты, бюджетные ассигнования и (или) лимиты бюджетных обязательств.
1.1.7. Информация о нормировании закупкив соответствии со ст. 19 Закона № 44-ФЗ.
 
1.2. Общие сведения о заказчике
 
1.2.1. Наименование заказчика, его местонахождение и режим работы.
1.2.2. Информация о совместных закупках или о централизованных закупках.
1.2.3. Информация об экспертах, экспертной организации, привлекаемых при исполнении контракта.
1.2.4. Сведения об особенностях объекта заказчика, в отношении которого будут производиться работы, оказываться услуги (режим работы, конструктивные особенности, целевое назначение и т.п.).
 
2. Информация об объекте закупке
 
2.1. Наименование и обоснование объекта закупки
В настоящее время заказчики самостоятельно присваивают имена объектам закупки. Однако с 1 января 2017 г. наименование объекта закупки должно указываться в соответствии с каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (ч. 4 ст. 23 Закона № 44-ФЗ).
 
2.2. Описание объекта закупки
Описание объекта закупки - это фиксация качественных и количественных характеристик, позволяющая идентифицировать объект закупки. Описание должно быть объективным.
При описании в техническом задании характеристик объекта закупки используются показатели. Они отражаются преимущественно в численной форме и позволяют определить соответствие закупаемых товаров, работ, услуг установленным требованиям заказчика.
При указании показателей необходимо соблюдать следующие правила:
- использовать по возможности стандартные показатели (п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ);
- указывать максимальные и (или) минимальные значения показателей ("от... до", "не более чем...", "не менее чем..."), а также точные значения, которые не могут меняться (ч. 2 ст. 33 Закона N 44-ФЗ).
 
Общие ограничения по описанию объекта закупки
В описание объекта закупки в форме требований к качеству, техническим, функциональным характеристикам товара, работы, услуги не допускается включать требования, которые могут повлечь необоснованное ограничение конкуренции и количества участников закупки, а именно:
-требования, которые создают преимущественные условия участия для участников закупки (п. 2 ч. 1 ст. 17 Федерального закона № 135-ФЗ "О защите конкуренции);
- требование включать в состав лота продукцию (товары, работы, услуги), технологически и функционально не связанную с товарами, работами, услугами, поставка, выполнение, оказание которых являются предметом закупки (ч. 3 ст. 17 Закона № 135-ФЗ).
При решении вопроса  об объединении различных групп товаров, работ, услуг в один лот, рекомендуем также учитывать наличие преимуществ, предоставляемых организациям инвалидов или предприятиям уголовно-исполнительной системы (ст. 28-29 Закона № 44-ФЗ). Преимущества таким участникам предоставляются при закупке товаров, работ, услуг, включенных в перечни, утверждаемые Правительством РФ. Нельзя включать в один лот товары, работы, услуги, содержащиеся  в соответствующем перечне, и не содержащиеся.
 
2.2.1. Качественные характеристики объекта закупки.
Указывается совокупность свойств, характеристик, признаков товаров, услуг, работ, обусловливающих их способность удовлетворять потребности и запросы заказчика, соответствовать своему назначению и предъявляемым требованиям. При описании качественных характеристик необходимо использовать стандартные показатели, условные обозначения и терминологию, установленные в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством РФ о техническом регулировании.
2.2.2. Технические характеристики объекта закупки.
Указывается информация, определяющая технические свойства объекта закупки. Заказчик может дать развернутое, детализированное описание объекта закупки, привести конкретные данные, параметры, исходные и конечные величины, физические величины показателей, описать регламент и порядок действий при поставке товара, выполнении работ, оказании услуг. В описание теххарактеристик можно включить эскизы, чертежи, проекты, фотографии и пр.
2.2.3. Эксплуатационные характеристики объекта закупки.
Указываются характеристики надежности и работоспособности объекта закупки, условия, обеспечивающие его эффективную эксплуатацию, к которым относятся в том числе прочность, долговечность, технические параметры, объемно-планировочные, санитарно-гигиенические, экономические и эстетические характеристики, такие как ровность, устойчивость. Могут быть также указаны эксплуатационные расходы, которые связаны с поддержанием объекта закупки в необходимом заказчику состоянии.
2.2.4. Функциональные характеристики объекта закупки.
Совокупность сведений о свойствах объекта закупки, удовлетворяющих потребности и ожидания заказчика. Такие сведения отражают способность объекта выполнять его основную функцию. При определении функциональных характеристик необходимо установить основное назначение объекта закупки и условия его использования по назначению.
2.2.5. Гарантийный срок.
Указывается срок, в течение которого заказчик имеет право обратиться к участнику закупки с требованием о безвозмездном восстановлении свойств объекта закупки.
2.2.6. Объем предоставляемых гарантий качества товара, работ, услуг.
Под объемом предоставления гарантий качества товара, работ, услуг понимается совокупный объем расходуемых ресурсов, затрат факторов производства, которые несет участник закупки на обслуживание объекта закупки в целях восстановления его функционального состояния. Измеряется в натуральных (физических) или денежных единицах. В этом разделе также можно перечислить обязанности участника закупки в случае обнаружения дефектов объекта закупки или несоответствия его контракту.
2.2.7. Гарантийное обслуживание товара.
При необходимости в техническое задание может быть включено требование о гарантийном обслуживании товара (ч. 4 ст. 33 Закона № 44-ФЗ). Оно подразумевает установление порядка обслуживания товара в течение гарантийного срока. В связи с этим целесообразно установить требование о передаче вместе с товаром гарантийного талона к каждой единице изделия.
2.2.8. Упаковка.
Указываются требования к комплексу защитных мер и материальных средств по подготовке товара к транспортированию и хранению для обеспечения его максимальной сохранности.
Заказчик может установить требования к внешней и внутренней упаковке товара, предусмотреть вид и материалы упаковки, ее конструкцию. В отношении некоторых видов товаров требования к упаковке предусматриваются стандартами.
2.2.9. Маркировка.
Требования к маркировке заключаются в том, что на упаковку должны быть нанесены идентификационные условные обозначения, содержащие данные, которые позволяют осуществить перевозку товара, определить порядок и способы обращения с грузом, информируют о его габаритных размерах и весе, месте отправления.
При закупке отдельных видов товаров требование о маркировке является обязательным.
2.2.10. Указание на новизну товара.
Если в описание объекта закупки включены товары, то по правилам п. 7 ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ поставке подлежат новые товары при условии, что не указано иное.
Товар считается новым, если:
- не находился в употреблении;
- не ремонтировался;
- не восстанавливался;
- не осуществлялась замена его запасных частей;
- не восстанавливались его потребительские свойства.
2.2.11. Указание на товарный знак, фирменное наименование и т.п.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарного знака и иные требования, ограничивающие состав участников закупки. Указание них допускается лишь в случаях, предусмотренных данным Законом, однако даже в этих случаях заказчик обязан перечислить требования к качеству товара, технические и другие характеристики.
 
Случаи, в которых допускается устанавливать требования, ограничивающие количество участников
 

       Требование (указание)        Случай, в котором оно
может быть установлено
   Основание 
Указание на товарный знак, знак обслуживания      Нет другого способа  
более точно и четко  
описать характеристики
объекта закупки      
Пункт 1 ч. 1
ст. 33 Закона
№ 44-ФЗ      
Указание на фирменное наименование
Указание на патент                
Указание на полезную модель       
Указание на промышленные образцы  
Указание на наименование места    
происхождения товара              
Указание на наименование          
производителя                     
Иные требования к товарам,        
информации, работам, услугам,     
влекущие за собой ограничение     
количества участников закупки     
Требования к производителю товара,
участнику закупки, в том числе к их
квалификации (включая наличие опыта
работы)                           
Возможность          
установления таких   
требований           
предусмотрена Законом
№ 44-ФЗ (например,   
если используется    
критерий оценки      
заявок, окончательных
предложений (ст. 32
указанного Закона))  
Часть 3 ст. 33
Закона № 44-ФЗ
Требования к деловой репутации    
участника закупки                 
Наличие у участника               
производственных мощностей,       
необходимых для производства      
товара, выполнения работ или      
оказания услуг                    
Наличие у участника               
технологического оборудования,    
необходимого для производства     
товара, выполнения работ или      
оказания услуг                    
Наличие у участника трудовых,     
финансовых и других ресурсов,     
необходимых для производства      
товара, выполнения работ или      
оказания услуг                    
 
Включение товарного знака в описание объекта должно сопровождаться словами "или эквивалент", за исключением случая, когда нет иного способа обеспечить более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2.2.12. Расходы на эксплуатацию товара.
Требование к расходам на эксплуатацию товара (ч. 4 ст. 33 Закона № 44-ФЗ) включается в техническое задание, если необходимо обосновать документально расходы, которые будут понесены заказчиком при эксплуатации закупленного товара. Величина расходов отражается в численной форме индивидуально для каждого товара с учетом нормальных эксплуатационных и нагрузочных условий работы.
2.2.13. Монтаж и наладка товара.
Требование к монтажу и наладке товара (ч. 4 ст. 33 Закона № 44-ФЗ) включается в техническое задание, если товар поставляется в разобранном виде, а его эксплуатация возможна только после сборки из поставленных частей и наладки для функционирования в заданных заказчиком условиях.
2.2.14. Обучение лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара.
При необходимости для обеспечения должной эксплуатации закупленного товара в техническое задание может быть включено требование об обучении лиц, осуществляющих его использование и обслуживание (ч. 4 ст. 33 Закона № 44-ФЗ). В дальнейшем это позволит минимизировать риски производственного простоя, усовершенствовать трудовые и служебные функции, повысить профессиональную компетенцию сотрудников, поддерживать работоспособное состояние товара.
2.2.15. Соответствие образцу или макету товара.
При необходимости в техническое задание допускается включать требование о соответствии поставляемого товара образцу или макету (п. 5 ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ).
Если указанное требование содержится в техническом задании, включенном в документацию о закупке, его необходимо сопроводить информацией:
- о месте осмотра образца или макета участниками закупки;
- датах начала и окончания осмотра;
- порядке осмотра;
- графике осмотра.
2.2.16. Соответствие изображению товара.
При необходимости в техническое задание допускается включать требование о соответствии поставляемого товара изображению (п. 4 ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ).
В качестве изображения товара могут выступать:  фотографии, эскизы, этикетка, рисунок,  схема, бланк, инфографика (блок-схема, граф-схема, диаграмма) и пр.
2.2.17. Проведение испытаний.
Для подтверждения соответствия объекта закупки требованиям и документам в области стандартизации в техническое задание может быть включено требование о проведении испытаний в соответствии с требованиями Гражданского кодекса РФ (п. 3 ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ).
2.2.18. Подтверждение соответствия требованиям стандартов(например, ГОСТ), технических регламентов, технических условий.
Заказчики могут включать в техническое задание требование о подтверждении соответствия объекта закупки стандартам, техническим регламентам, техническим условиям (п. 3 ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ). Однако применение такого требования к объектам закупки, в отношении которых не установлены обязательные требования технических регламентов, не допускается.
 
2.3. Описание количества (объема) закупаемых товара, работ или услуг
В данном разделе указываются количественные характеристики товаров, работ, услуг. Обычно их объем измеряется в натуральных (физических) единицах.
Объем закупки можно отразить с помощью:
- спецификаций;
- технических чертежей;
- смет;
- проектной документации;
- дефектных актов;
- результатов тестирования и работ;
- результатов инженерных изысканий;
- экспликаций.
При описании работ, услуг необходимо составить максимально подробный перечень видов работ (услуг), включая все промежуточные этапы, и по каждому отдельному виду работ указать объем.
Если общий объем закупки невозможно определить, его измерение будет происходить в денежных единицах. Для этого указывается цена единицы работы, услуги или используемого при их выполнении (оказании) товара. Согласно п. 2 ст. 42 Закона № 44-ФЗ такое определение объема закупки допускается, если ее объектом являются:
- выполнение работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования;
- оказание услуг связи;
- оказание юридических, медицинских, образовательных услуг;
- оказание услуг общественного питания;
- оказание услуг переводчика;
- оказание услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа;
- оказание гостиничных услуг;
- оказание услуг по проведению оценки.
При этом указываются цена запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цена единицы работы или услуги.
 
3. Информация об условиях исполнения контракта
 
3.1. Периодичность, сроки поставки товара, выполнения работ, оказания услуг
В этом разделе отражается период, в течение которого планируется поставка товара (выполнение работ, оказание услуг). В Законе № 44-ФЗ не установлены правила формирования сроков - заказчик устанавливает срок, исходя из своих потребностей.
Сроки могут быть установлены в часах, днях, неделях, месяцах или годах.
Срок поставки товара.
В техническом задании можно отразить следующие сроки поставки:
- строгий срок - четко определенные даты начала и окончания поставки;
- периодичность - несколько дат поставки. Такой срок удобно устанавливать, если поставка осуществляется партиями и в течение продолжительного срока.
Срок выполнения работ.
Определяет период, в течение которого будут выполняться работы.
По общему правилу в соответствии с п. 1 ст. 708 ГК РФ необходимо указывать сроки начала и окончания выполнения работ.
Согласно п. 2 ст. 42 Закона № 44-ФЗ в техническом задании обязательно должны быть отражены сроки завершения работы. Кроме того, в нем могут быть указаны промежуточные сроки - сроки завершения отдельных этапов работы.
Срок оказания услуг.
Определяет период, в течение которого будут предоставляться услуги, в том числе моменты начала и окончания их предоставления, а также завершения отдельных его этапов.
В соответствии с п. 2 ст. 42 Закона № 44-ФЗ в техническом задании обязательно должен быть приведен график оказания услуг. С помощью него можно распределить объем оказываемых услуг по рабочим дням и периодам, в которые предоставление услуг наиболее востребовано.
 
3.2. Порядок поставки товара, выполнения работ, оказания услуг
В данном разделе указывается информация о режиме, процедуре, методах, последовательности, способах и пути достижения требуемого результата закупки.
В качестве таких сведений можно указать:
- последовательность действий поставщика при поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг;
- перечень документов, которые должен представить поставщик при сдаче результатов закупки заказчику;
- порядок взаимодействия ответственных лиц со стороны заказчика и участника закупки, контактные данные таких лиц;
- условия, которые должен соблюдать участник закупки при исполнении контракта.
 
3.3. Иная информация об условиях исполнения контракта
В отдельном разделе технического задания для удобства заказчиков и поставщиков можно указать отдельные ключевые условия исполнения контракта (предмет, порядок оплаты, порядок приемки, ответственность и т.п.). Это краткое изложение содержания проекта государственного (муниципального) контракта.
 
4. Приложения
 
В состав технического задания при необходимости могут быть включены дополнительные документы, которые обосновывают либо дополняют необходимыми сведениями объект закупки.
Виды дополнительных документов:
- проектно-сметная документация.
- приказ, распоряжение, постановление о проведении закупки.
- экспертное заключение.
- предписания контролирующих органов.
- судебный акт.
- государственная программа РФ, субъектов РФ, муниципалитетов.
 
Надеюсь, что данная статья поможет заказчикам корректно составлять техническое задание. Это в свою очередь снижает риски покупки ненужного товара, а также риски жалоб участников и предписаний контролирующих органов.
 
Все права принадлежат Дегтеревской Анастасии Андреевне. Копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения Дегтеревской Анастасии Андреевны. Любое применение материалов сайта без прямой ссылки будет рассматриваться как нарушение авторских прав.

© Закупки и госзакупки, поиск и сопровождение тендеров, 2014