тел: 8-980-653-96-11
почта: aad3302@gmail.com

Плюсы и минусы нового законодательстве о закупках для малого и среднего бизнеса
 
Изменения в законодательстве о госзакупках, действующие с 2014 г. , так или иначе влияет на бизнес малых и средних предприятий (МСБ). Рассмотрим плюсы и минусы
 
Плюсы
 
1. Увеличен объем заказов, размещаемых среди МСБ (от 15% и выше, верхней планки теперь нет, ранее - 10-20%).  Заказчик обязан указывать  в извещении, что в закупке могут участвовать исключительно льготируемые субъекты. Правда, есть и ложка дегтя. Этот объем теперь размыт на МСБ и социально-ориентированные некоммерческие организации (НКО). То есть те же 15% могут быть полностью отданы НКО, а не МСБ.
 
2. Если у заказчика только крупные заказы (которые не под силу в полном объеме осуществить МСБ), он может отдавать заказы крупному бизнесу,  но с обязательной отдачей части этого заказа МСБ. И ответственностью за невыполнение этой обязанности. И такие субподрядчики будут включаться в  объем 15%. Правда, это могут быть дочерние или иным образом связанные с  основным поставщиком/подрядчиком компании, а не независимые фирмы.
 
3. Цена контрактов, отдаваемая МСБ, увеличена до 20 млн (ранее до 2014 - 15 млн). Это однозначно положительно, поскольку означает расширение участия МСБ в госзакупках.
 
4. Закупаться могут любые товары, работы, услуги (ТРУ), а не только те, которые содержатся в специальном списке, утвержденном Правительством РФ (так было до 2014). Это хорошо, поскольку расширяет возможности участия МСБ в государственных тендерах.
 
5. Закон 44-ФЗ ввел обязательные антидемпинговые меры. При демпинге (снижении цены на 25% от начальной цены заказчика)  необходимо давать дополнительное (увеличенное) обеспечение исполнения контракта. Для МСБ предусмотрена льгота - при  цене контракта до 15 млн. руб. можно предоставить не повышенное в 1,5 раза обеспечение контракта, а информацию о своей добросовестности (успешно исполненных контрактах) - ссылки на реестр контрактов в Единой Информационной Системе госзакупок. Это бесплатно.
 
6. По 223-ФЗ (корпоративные закупки коммерческих компаний с гос.участием) также планируется ввести минимально необходимые объемы закупок у МСБ (вероятно  с 2015). Проект постановления правительства: 2014 - 10%, 2015 - 18%, 2016 - 25% (оно не подписано, но дает некоторые ориентиры для анализа).
Ходят также разговоры об установлении перечня ТРУ, которые заказчики обязаны закупать у МСБ, а также об обязании заказчиков разрабатывать и реализовывать некие партнерские программы с МСБ. Но пока полной ясности об особенностях участия МСБ в корпоративных закупках нет.
 
Особенности, имеющие как положительное, так и отрицательное влияние
 
1.С 2014 г.  обязательно предоставление обеспечения заявки при проведении конкурсов и аукционов. Это негативно влияет на участие МСБ в госзакупках, поскольку привносит новые барьеры и денежные траты. Обеспечение заявки в конкурсах можно теперь предоставить банковской гарантией (не только деньги, как до 2014), в аукционах - как и прежде - только деньги. Но зато в законе установлено ограничение размера обеспечения заявки при цене контракта до 3 млн - 1% от  НМЦ (если цена выше - заказчик может установить размер обеспечения до 5%).
 
2. С 2014 г.  обязательно обеспечение контракта, заключенного на конкурсе или аукционе. Это дополнительные расходы поставщика. То есть получая госзаказ, поставщик не только не получает предоплаты, но и вносит собственные средств.
Размер обеспечения контракта для  закупок стоимостью  до 50 млн. установлен минимальный в 5%-30% (при больших ценах - 10%-30%). Но заказчик может установить и 30% - это на его усмотрение. И это могут быть очень  существенные суммы для МСБ.
 
Минусы
 
1. Осталась проблема, связанная с порядком формирования лотов заказчиком. МСБ, как правило, имеет узкую специализацию, а в лоты включается комплекс товаров/работ (которые он в полном объеме не готов поставить или выполнить). Это не позволяет МСБ участвовать в закупках. Та же проблема у производителей (по сравнению с оптовыми торговыми организациями). Единственный вариант - брать заказ на себя и привлекать субпоставщиков. Но у МСБ ограниченные возможности по привлечению субпоставщиков (им нужна предоплата, а по госзакупкам аванса нет, то есть у МСБ должны быть свои оборотные средства для расчетов с поставщиками).
 
2. При обеспечении заявки или обеспечении контракта у МСБ выбор - отвлекать собственные оборотные средства или брать банковскую гарантию. Следует признать, что требования банков к МСБ при получении банковской гарантии завышены по сравнению с крупным бизнесом. Им труднее получить гарантию и при прочих равных условиях она будет стоить дороже.
 
3. Есть закон и поддержке МСБ (его основная идея - минимизация административных барьеров для МСБ). Но с другой стороны есть 44-ФЗ и 223-ФЗ, которые жестко регулируют процедуры закупок. Чем жестче регулирование для заказчиков, тем труднее МСБ зайти  к ним (создаются доп.барьеры). Пример: электронные закупки по 223-ФЗ или аукционный перечень по 44-ФЗ. Заказчики обязаны размещать определенные заказы на электронных торговых площадках (ЭТП), при этом таких ЭТП много (5 - по 44-ФЗ, неограниченное количество - 223-ФЗ). Чтобы представитель МСБ мог поучаствовать в таких тендерах, ему надо получить одну или несколько электронно-цифровых подписей (платно, каждый год обновление платное); аккредитоваться на всех площадках (ведь поставщики не знают заранее, какую площадку выберет заказчик); платить ЭТП некую сумму в случае выигрыша. Все это влияет на издержки, а значит, и на конкурентноспособность цены, предлагаемой МСБ.
 
4. Чем более сложными и заурегулированными становятся процедуры закупок, тем сложнее в них участвовать и не проигрывать только по причине неправильного оформления документов. Получается, что  МСБ должны иметь квалифицированные кадры для участия в этих процедурах. А это означает дополнительные расходы на работников. Специалистов по закупкам  очень немного, они в основном работают на крупных предприятиях или независимо. Оплатить отличного штатного специалиста МСБ не всегда в состоянии. А плохой - пустая трата денег.  Хорошая альтернатива - аутсорсинг (специализированное юридическое обслуживание по закупкам).
 
5. При разработки реформы госзаказа декларировалось, что 44-ФЗ более ориентирован на качество, а не цену. Но в реальности  появился аукционный перечень (перечень ТРУ, которые заказчик обязан покупать не на конкурсах, а на аукционах, где выигрыш идет только по цене), который не уже, а даже шире, чем в 94-ФЗ. Получается, что ориентация на качество - только на словах осталась. А как известно, МСБ трудно конкурировать с крупными компаниями по цене (себестоимость у крупных производителей и продавцов ниже за счет размывания постоянных издержек на весь объем производства или торговли). Небольшие компании конкурируют в основном за счет качества продукции, качества сервиса, дополнительных услуг и т.п. - а эти параметры в аукционах не оцениваются (могут быть оценены только в конкурсах).
 
6. Ранее госзаказчики часто закупали у МСБ без специальных закупочных процедур (канцелярия, продукты питания, хозтовары, ремонтные работы, стройматериалы, различные услуги). Но 44-ФЗ серьезно урезал возможности заказчика заключать договоры стоимостью до 100% с единственным поставщиком, то есть без торгов. Сейчас убрали все ограничения по одноименности и квартальности, но ввели новое ограничение  - закупки  с единственным поставщиком стоимостью  до 100 тр не могут превышать 5% от годового объема закупок заказчика (или 2 млн. руб. в год). То есть заказчики вынуждены будут выставлять такие закупки  на торги, что в целом уменьшает шансы конкретного давнего партнера-поставщика-МСБ на продолжение сотрудничества с конкретным заказчиком.
 
 
Все права принадлежат Дегтеревской Анастасии Андреевне. Копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения Дегтеревской Анастасии Андреевны. Любое применение материалов сайта без прямой ссылки будет рассматриваться как нарушение авторских прав.

© Закупки и госзакупки, поиск и сопровождение тендеров, 2014